О гарантиях в медицине

Гарантии в медицине, в том числе в стоматологии, целесообразно разделить на две группы:

безусловные - предоставляемые в любом случае и не подвергаемые какому-либо двусмысленному истолкованию;

прогнозируемые определяемые с учетом обстоятельств лечения и условий сохранения достигнутых результатов и предоставляемые на овеществленный результат стоматологической помощи (пломба, коронка и т.д.)

Безусловные гарантии в стоматологии даются пациентам всегда, в обязательном порядке и без каких-либо условий, поскольку они соответствуют медицинским канонам, требованиям, предъявляемым к медицинским учреждениям и врачам, а также отвечают законам об охране здоровья граждан и защите прав потребителей.

Пациентам безусловно гарантируется:

• предоставление полной, достоверной и доступной по форме информации о состоянии здоровья (с учетом их права и желания получать таковую по доброй воле);

• точная диагностика, достигаемая наличием должного профессионального уровня специалистов, современных диагностических средств и данных дополнительного обследования;

• составление рекомендуемого (предлагаемого) плана лечения;

• учет показателей общего здоровья пациента при осуществлении диагностических, лечебных и профилактических мероприятий стоматологами всех специализаций;

• проведение лечения специалистами, имеющими сертификаты, подтверждающие право на осуществление данного вида медицинской помощи;

• применение современных методов и технологий лечения;

• использование современного оборудования и материалов, разрешенных к применению в РФ;

• строгое выполнение комплекса санитарно-эпидемиологических мероприятий в организации;

• проведение контрольных осмотров по показаниям после сложного лечения или при необходимости упреждения нежелательных последствий;

• проведение бесплатных профилактических осмотров с частотой, определяемой врачом, но не реже одного раза в полгода;

• динамический контроль процесса и результатов лечения (согласно стандартов);

• мероприятия по устранению или снижению степени осложнений, которые могут возникнуть в процессе или после лечения;

• определение риска повторения или обострения выявленных заболеваний;

• достижение показателей качества лечения и эстетических результатов (с учетом имеющихся в отечественной стоматологии стандартов, пожеланий пациента и объективных обстоятельств, выявленных врачом).

Прогнозируемые гарантии – это предвидение врачом определенных результатов лечения, с учетом выявленных в данной ситуации обстоятельств, имеющегося у него опыта, уверенности в эффективности используемых в данном случае методик.

­На стоматологические услуги, имеющие материальный результат (пломба, винир, зубная коронка, вкладка, зубные протезы и т.д.), прогнозируемая гарантия устанавливается в виде гарантийного срока и срока службы.

Гарантийный срок – это период бесплатного устранения клиникой устранимых недостатков – мелких недоделок, выявленных после лечения и возникших не по вине пациента. К устранимым недостаткам относят, например, подгонку пломбы по прикусу, дополнительную полировку разных поверхностей зуба, корректировку формы восстановленного зуба, корректировку ложа съемного зубного протеза и др.

Срок службы – это период бесплатной переделки или замены работы, повторного лечения пациента в случае выявления неустранимых недостатков, возникших после лечения не по вине пациента (пломба выпала, протез сломался и т.п.)

Согласно действующему законодательству, в медицине, в частности в стоматологии, большинство гарантий, влекущих за собой материальные претензии пациентов, относятся не к числу безусловных, а к числу прогнозируемых. Такие гарантии не могут быть обеспечены только клиникой, только врачом-стоматологом. Они требуют адекватных действий от самого пациента и выдаются при соблюдении целого ряда «если». Данная особенность прогнозируемых гарантий является нормой в стоматологиях всего мира. Ведь в устранении любой медицинской проблемы всегда участвуют, как минимум, двое: сам пациент и его лечащий врач. ­­

В стоматологической клинике «Ладея» предоставляется гарантия сроком 1 год и устанавливается срок службы 2 года на овеществленный результат оказания стоматологических услуг, связанных с лечением постоянными конструкциями и материалами (пломба, винир, вкладка, коронка, мостовидный протез, бюгельный протез, пластиночный протез)

Врач (клиника) будет выполнять установленные прогнозируемые гарантии при следующих условиях:

• если в период действия гарантий у пациента не возникнут (не проявятся) заболевания внутренних органов, а также изменения физиологического состояния организма (вследствие беременности, приема лекарственных препаратов, вредных внешних воздействий), которые способны негативно повлиять на достигнутые результаты стоматологического лечения;

• если пациент будет соблюдать гигиену полости рта и другие указания стоматолога;

• если пациент будет посещать бесплатные осмотры с частотой, рекомендованной врачом;

• если в период лечения у врача пациент не будет лечить то же самое у специалиста другой клиники;

• если при обращении за неотложной помощью в другую клинику пациент предоставит нам выписку из амбулаторной карты и рентгеновские снимки, фиксирующие результаты вмешательства;

• если выявленные недостатки нашей работы будут исправляться в нашей клинике;

• если не скажутся форс-мажорные обстоятельства, способные негативно повлиять на результаты лечения.

Гарантии определяются:

• на каждую конкретную выполненную работу;

• с учетом конкретных обстоятельств, которые врач называет пациенту;

• по согласованию с пациентом до (предварительно) и после лечения.

При установлении каждому пациенту на каждую выполненную работу прогнозируемых гарантий (гарантийного срока и срока службы) врач учитывает и разъясняет обстоятельства, ограничивающие гарантии (если таковые выявлены):

• состояние общего здоровья пациента;

• объем выполненного рекомендованного плана лечения;

• клиническая ситуация в полости рта (имеющиеся нарушения, особенности прикуса, состав слюны, повышенная стираемость зубов, прогноз развития или повторения имеющихся заболеваний и др.);

• сложность данного случая лечения;

• достоинства и недостатки используемых технологий и материалов, а также выбранных вариантов лечения;

• особенности профессиональной деятельности пациента, которые могут негативно сказываться на результатах лечения;

• обязательность выполнения индивидуального графика посещения профилактических осмотров и проведения профессиональной гигиены полости рта.

На отдельные виды стоматологических работ (услуг) ввиду их специфики установить гарантийные сроки и сроки службы не представляется возможным:

• повторная обработка и пломбирование корневых каналов;

• профессиональная гигиеническая чистка полости рта;

• временная пломба;

• хирургические операции (резекция верхушки корня, удаление зуба, постановка зубного имплантата и др.);

• лечение воспаления десны и окружающих зуб тканей;

• отбеливание зубов

В случаях, когда ввиду специфики стоматологической работы (услуги) невозможно определить гарантийные сроки и сроки службы, врач устанавливает и разъясняет пациенту процент успешности лечения в каждом конкретном случае и фиксирует свои договоренности с ним в медицинской документации.